Loading...
рассчитать расстояния
рассчитать перевозку
оплатить перевозку
ВНИМАНИЕ!!! Вылет грузового борта по маршруту Москва-Якутск - каждый вторник, четверг и суббота, тариф от 290 руб./кг. Автоперевозка по маршруту Москва - Якутск, с температурным режимом +5, отправки Чт., Пт, без температурного режима Вт., Ср., Чт., Пт., тариф от 52 руб/кг. Принимаем грузы на сборные контейнеры по маршруту Москва - Благовещенск, тариф от 15,5 руб/кг и Москва - Якутск, тариф от 15 руб/кг. Отправки грузов в реф. подвижном составе с разным температурным режимом по маршруту Москва-Якутск от 27 руб/кг. С 05.12.22 принимаются заявки на 20/40ф контейнера Москва-Якутск
РОССИЯ ГЛАЗАМИ
ДАЛЬНОБОЙЩИКА

Удивительная и загадочная река Кадада «Красной книги России»

TIR
СТО
КАФЕ
КЛИНИКИ
ФОТО
ВИДЕО
На трассе М5 чудеса и загадки на каждом километре!

Река Кадада одна из немногих рек Центральной России, в которой непонятным образом до сих пор живут две редчайшие рыбы из "Красной книги России" и "Мира": русская быстрянка и украинская минога!

Подробнее

Проносимся по трассе М5 от Москвы. До Пензы ещё 40 км, а уже темнеет - ночуем в отличном месте: в гостинице "Горизонт" в посёлке Михайловка (между Плёссом и Мокшаном). Сервис тут просто супер, постели идеальные, завтрак что надо! Рано-рано утром гоним дальше.

А что ищем сегодня? Как всегда: в первую очередь, реки и мосты трассы М5. С мостами всё ясно, а вот реки?

Сегодня мы встречаем удивительную и загадочную реку Кадада. Почему её? Одно название чего стоит! - но главное: это одна из немногих рек Центральной России, в которой непонятным образом до сих пор живут две редчайшие рыбы из "Красной книги России" и "Мира": русская быстрянка и украинская минога. Вперёд!

Есть люди, которые таких рыб вживую и не видели - особенно миногу. А ведь в прежние годы, при социализме, выпускались и консервы "Миноги в масле" или "…в собственном соку" - кто как любит. Помню:  вку-у-усные! Помню и сколько этих удивительных рыб водилось в реках ещё полсотни лет назад, и ловили мы их на удочку вдоволь - казалось, конца им не будет! - а теперь только в "Красной книге", да на картинках, а вот вживую: поезжайте на реку Кадада. А мы туда и едем!

Заправляемся в Пензе, выбираем заправку Лукойл - наших старых партнёров! - и погнали.

Реку Кададу не проскочишь мимо на трассе М5: название так и бросается в глаза - что это такое? Вот уж учёные спорят так спорят. Спорят и разные народы - отталкиваясь от своего языка. А жили, в веках, по берегам Кадады народы разные: вместе с русскими всегда жили эрзя, татары, чуваши, и в каждом народе слово "Кадада" как-то отзывается. Кадай, Кадей у булгар и чувашей личные мужские имена. Окончание "да" в татарском языке показатель местного падежа. Русские называли реку Кудодея, а у эрзян "кудо" - это вообще "дом", священное слово. Эрзяне ещё и корни "кадозь" и "кодазь" слышат в имени этой реки, потому есть у них красивая старинная легенда, в которой женщина, за которой гнались нагайцы, успела предупредить своих сельчан о набеге: "Нагайть! Кекшеде! Кудоста! Кадодо кудонк! Кадодо!" (перевод: "Нагайцы! Прячьтесь! Убегайте! Оставляйте дома! Оставляйте!") Вот вам и имя для реки, на берегах которой эти события разворачивались.

На самом деле рек с именем Кадада несколько, с разными приставками, да и главная река в верховьях тоже именуется Елань-Кадада (или Елень-Кадада), а есть ещё Каслей-Кадада, Кадада-Илим, Татарская Кадада и Дворянская Кадада. Кто-то пишет и говорит "Кодада": ж/д станция между Чаадаевкой и Кузнецком так официально и называется "Кодада". Ударение кто как ставит: если по-эрзянски, так как имя реки самое близкое к этому языку, то ударение падает на первый слог; но русским ближе название Кудодея, потому и Кададá красиво звучит с ударением на последний слог. Так и называем это природное историческое чудо!

Сначала мост через реку Кадада на трассе М5. Он тоже необычный: двойной. Трассу М5 расширяли - это понятно! - иногда проще построить рядом второй мост, чем совместить со старым двойную ширину. Данный участок трассы "УРАЛ" сохраняется уже сотни лет на одном и том же месте: именно здесь стоял и деревянный мост через Кададу, нынешний железобетонный начал строиться в конце 50-х годов, реконструировался три раза. Сейчас это мост на 50 тонн нагрузки. Параллельно ему, в 1 км выше по течению, реку Кададу пересекает знаменитый Магистральный нефтепровод "Дружба" - четыре трубы находятся под течением реки, их не видно.

Прятали трубы под воду "по-сухому": течение Кадады пустили по озеру Трошин Пчёльник, которое, на самом деле, является древним руслом реки - старицей её - и лежит к западу в 700 м. Потом воду пустили в сегодняшнее русло - всё подводное население терпело почти полгода, пока строили нефтепровод.

А теперь - чтобы увидеть тех самых редчайших рыб из "Красной книги": быстрянку и украинскую миногу - нужно остановиться в посёлке Нижняя Елюзань, там есть стоянки для дальнобоев. Останавливаемся и спускаемся к реке Кадад? - до неё тут 1,5-2 км - и забрасываем удочки или ныряем в воду с подводным снаряжением, лучше всего нырять или ловить в мае. А шок, который вы испытаете после того как увидите под водой или поймаете миногу, описать невозможно - его надо пережить! Итак, смотрим!

Рыбка быстрянка - это такая красотулька, словно она сбежала из аквариума и нырнула в простую реку Центральной России. Ну, во-первых, река Кадада вовсе не "простая", иначе бы в ней не жили рыбы из "Красной книги РФ", а во-вторых, эти красивейшие рыбки жили и живут тут уже тысячи лет. Почему живут - вот вопрос? Одно дело - это чистота вод реки, что очевидно, второе - это химический состав вод и грунтов бассейна реки, а третье - генетическая историческая память. Всё это пока ещё, в страшном XXI веке, работает, потому и можно увидеть такие редкости в такой "непростой" реке.

Быстрянку учёные зовут Alburnoides bipunctatus - это лучепёрые карповые рыбы.

Теперь о миноге, о конкретном виде - украинской миноге - которая считается родоначальницей нескольких подвидов таких миног.

Когда вы встретите или поймаете миногу, то если не знаете ничего о ней, подумаете, что это змея! Нет - это рыба, просто рыба столь оригинальной формы. Это пресноводные непаразитические бесчелюстные миноги. По латыни Eudontomyzon mariae. А почему в названии "Мария"? Первооткрыватель - Лев Семёнович Берг в 1931 году посвятил название рыбы своей жене - Марии Михайловне Ивановой-Берг, посвятившей многие из своих исследований этим древним животным. Почему в русскоязычной ихтиологии эту рыбу называют "украинской" неизвестно! - скорее из-за того, что отец учёного - Семён Берг - родом из Одессы, а сам Лев Семёнович родился в Бендерах!? - ну, так сложилось.

Конечно, миноги водятся и в других реках Евразии, разные виды, разного размера: в Амуре, например, постоянно ловят миног как промысловых рыб, но вот в Центральной России такие скромные рыбки уже редкость. А жаль. Какие они вкусные - это надо пробовать: поезжайте на Амур - там вам покажут, приготовят, наедитесь до отвала!

А мы с вами на "непростой" реке Кадада в центре России, на реке, которая до сих пор обеспечивает "краснокнижным" миногам жить и развиваться. Притом, рыбы эти живут почти на всём протяжении реки, а она длиной 150 км и берёт своё начало аж в Ульяновской области при слиянии ручьёв Татарская Кадада из оврага Елга (Ялга) и Дворянская Кадада - из оврага Дворянская Елань - у села Озерки Павловского района. Это западный склон Приволжской возвышенности.

Дивная река описана со времён русского царя Ивана Грозного, который в 1550 году дал наказ создать географию обширных владений Московского государства. Три раза переиздавался тот свод "Большой чертёж", и уже в те годы, так же как и ныне, назывались реки "Лан-Кодода, в которую впадала река Агинъ-Кодода". На современной карте они звучат как  Елань-Кадада и Каслей-Кадада. И всего-то 500 лет прошло.

Когда едешь по трассе М5, как и по другим трассам России, то помни, что едешь по историческим местам страны. Где не остановишься - везде какое-нибудь чудо да есть! Мы встретили реку Кададу и её редкостных обитателей - миног и быстрянок.

Едем дальше!
Это Национальный кино-фото-проект "Россия глазами дальнобойщика".
Мы мчимся из Москвы в Якутию. Столько интересного ещё впереди!
Удачи всем дальнобойщикам на маршрутах! 

Режиссёр: Евгений Штиль
Монтаж: Илья Миньков, Евгений Орлов
Операторы: Евгений Штиль, Дарья Ростопчина
Редактор: Антонина Гуськова
Консультант: Борис Ерюшов
Звукооператор: Флор Акаев
Художник: Арсений Сенин
 
С благодарностью!
Использованы видеокадры дружеских телеканалов:
 
https://www.youtube.com/channel/UCnnNaWMWHHi_EcWzTZEMfJA - канал Nantai TV, автор Pawel Vogelsinger (Польша)
https://www.youtube.com/channel/UCo4vIc1zKDHSioObftBYixg - автор Алексей Курепин
https://www.youtube.com/channel/UCBHpvRsviD0tF2GJEzgMQVA - "Наш Дальний Восток"
https://www.youtube.com/channel/UC9KwXlgonDMyS2-QpjFe4Hg - Creative fishing with Dmitriy Isetskiy
https://www.youtube.com/channel/UCvyaFxOVCod1dm2fz8DeQGA - канал "Каждой твари по паре", автор: к. б. н. Павел Глазков
 
 Все вопросы по емэйл: microplan@mail.ru
© - Дрон-группа АКРИВИ - 2020 - www.akrivi.su
© - Творческое объединение - Студия MicroPlan - 2020 - www.videoportfolio.pro
Техническое обслуживание дронов - российская фирма COPTERTIME.RU
 

____________________________________

Фотогалерея

Комментарии
Отправить комментарий
         Контейнеры

+7 495 792 82 80
    доб. 110, 111

cont5@akrivi.su

         рефВагоны

+7 495 792 82 80
    доб. 109, 106

vagon1@akrivi.su

почтово-багажные

+7 495 792 82 80
    доб. 117, 116

solncevo@akrivi.su

Автоперевозки

+7 495 792 82 80
    доб. 109, 117

cont3@akrivi.su

Авиаперевозки

+7 495 792 82 80
    доб. 117, 116

solncevo@akrivi.su